10:26 

Богиня со змеями с Крита

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.

Богиня со змеями (малая), Археологический Музей, Ираклион

Большая статуэтка.
Обе статуэтки были найдены сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите в 1903 г. Они изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены яркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и позже подверглись обжигу, приобретя стеклянный блеск. Сегодня они находятся в Археологическом музее Ираклиона.
Богини со змеями были найдены в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специально устроенных тайниках (каменных ящиках) вместе с другими предметами явно религиозного характера: вотивными изображениями женской одежды, ракушек, летающих рыб, мраморного креста.
Существует ещё одна критская статуэтка, изготовленная из слоновой кости, которая также, предположительно, являлась змеиной богиней
Статуэтки изображают женщин в пышных одеждах, с широкой юбкой и обнажённой грудью, держащих в руках змей. Меньшая из этих фигурок имеет высоту 29,5 см, она держит змей в поднятых руках. Её головной убор увенчан изображением какого-то животного из семейства кошачьих. Она была разбита (шапка и левая рука были найдены как отдельные фрагменты) и реставрирована Эвансом. Сама голова и шея являются реконструкцией на основе второй статуэтки. Принадлежность шапки именно этой статуэтке также на совести Эванса.
Вторая фигурка высотой 34,2 см — в высоком головном уборе, одна змея оплетает её руки и спину, другая змея узлом опоясывает её талию и грудь, третья сидит на головном уборе. Эта фигурка тоже дошла не в идеальном состоянии: английский археолог реконструировал её на основании сохранившегося торса, правой руки, головы и шапки, и пользуясь сравнением с первой статуэткой.
Одежда женщин соответствует изображениям придворных дам на фресках Кносского дворца. Специальным культовым одеянием являются только короткие верхние юбочки-фартуки и головные уборы.
Изображением какого именно божества они являлись, неизвестно. Змеи в руках являются знаком связи с минойским царствующим домом, поэтому предполагают, что это может быть изображение домашнего бога. Тем не менее, истинная функция этого идола остается неясной. Большая грудь женщины дает основание предположить, что она может быть божеством плодородия, верховной Богиней-Матерью. Предполагают, что на Крите того периода, как и в Старой Европе в целом, мог царить матриархат.
Змеи также часто связывались с идеей продления жизни, так как они сбрасывают кожу и обновляются, поэтому они ассоциируются с мужской репродуктивной способностью.
Если это изображения божества, то они — единственные в критском искусстве этого периода. Возможно, что это вотивные изображения богини (неизвестной), может быть, членов царствующего дома, выполнявших жреческие функции.

@темы: Крит, археология

Комментарии
2009-03-07 в 12:34 

Вопрос. У первой статуэтки на голове не сова ли сидит? Ну, ясно что у неё- ритуальный головной убор, а что сверху? Я слышала версию о том, что это - сова.

2009-03-07 в 12:39 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Hesperida
Вообще, похоже. Тем более, что есть изображение Афины со змеями.

2009-03-07 в 12:55 

Claudia*
Значит это - критская Афина??

2009-03-07 в 15:30 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Hesperida
Сложно сказать. Возможно, это наложение образа одной богини на образ другой.

2009-03-07 в 17:55 

Claudia*

Если рассуждать логически, то все богини в греческой мифологии произошли от образа Богини-Матери, у которой было очень много функций и она была главным женским божеством. В том числе и Афина. Может быть, эти культовые статуэтки и изображают Афину, как Богиню-Мать? Ведь "классической", т.е. девой и покровительницей справедливой войны, Афина стала лишь в героической мифологии. Возможно, её первоначальные функции намного хтоничнее?

2009-03-07 в 18:55 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
У нас уже когда - то был пост о происхождении Афины. Надо поискать.

2009-03-07 в 19:08 

Claudia*
Да-да, я читала вашу дискуссию.

2009-03-07 в 19:12 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Hesperida
Можешь ссылку привести, чтобы не искать?

2009-03-07 в 19:26 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Hesperida
Спасибо!

2009-03-07 в 19:36 

Claudia*

Да не за что.)))

2009-03-08 в 00:54 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*
Качественные фото, спасибо!

Змеи в руках являются знаком связи с минойским царствующим домом, поэтому предполагают, что это может быть изображение домашнего бога.
Змеи являлись в, первую очередь, хранителями домашнего очага, а ещё они связаны с подземным миром. Согласно Пендлбери, минойцы держали змей в домах. Опять же есть паралели с Трипольской культурой: культ змей, быка и главное — Великой Матери.

Hesperida
В том числе и Афина. Может быть, эти культовые статуэтки и изображают Афину, как Богиню-Мать?
Древнейшее упоминание Афины, действительно связано с Критом, однако возможно на шляпе богини сидит голубь. В минойской глиптике, наличие голубя указывало на присутствие божества, совсем как в христьянской иконографии.

2009-03-08 в 01:18 

I am all I've done
Про птиц: в ученой среде нет единого мнения по поводу того, какая именно птица сидит на голове богини со змеями. Присутствие птицы действительно, как говорит Radamate, означает присутствие божества, и чаще всего эти птицы - именно голуби. Мы видим их на "рогах of conceration" (как они по-русски?) и на святилищах. Вот микенский пример по Критской моде:


Древнейшее упоминание Афины, действительно связано с Критом
Она названа "АТАНА", что у меня лично (не у нормальных учёных) ассоциируется не с Афинами, а с бессмертнием. Тем не менее, действительно, мифы показывают связь Афин с Критом.

2009-03-08 в 01:28 

I am all I've done
Про змей:
Как и говорит Radamate, в позднейшей греческой мифологии змея всегда связана с героями (т.е. умершими людьми), с подземным царством, не теряя, однако, ассоциаций с домашним очагом (вспомним священных змей на акрополе, отказавшихся принимать пищу тогда, когда над Афинами висела угроза быть разграбленными персами).

Однако утверждение этой статьи про Змеи в руках являются знаком связи с минойским царствующим домом достаточно голословно. Не очень понимаю здесь логику.

2009-03-08 в 07:25 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Была ли змея символом царственности?

2009-03-08 в 10:47 

I am all I've done
Claudia*
Насколько я знаю, нет. Не исключено, что я знаю не всё ))))

2009-03-08 в 10:49 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Fatalit
Уместно ли будет здесь тогда провести аналогии с египетской традицией?

2009-03-08 в 18:57 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*
Уместно ли будет здесь тогда провести аналогии с египетской традицией?
Браво! Фактов взаимного влияния Египта и Крита действительно не счесть. Однако, боюсь культ змеи на Крите имел иные истоки — европейский неолит. И змея покровительствовала царскому семейству в той же мере, как и любому другому.

2009-03-08 в 18:59 

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate
Откуда считается ведут свое происхождение минойцы?

2009-03-08 в 21:38 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*
Опять-таки, доподлинно не известно. Возможно остров заселялся несколькими волнами из Евразии и из Африки. Так считал Тойнби. О минойском языке, почти ничего не известно, возможно фонетически он похож на... японский или полинезийский, не индоевропейский, по крайней мере. Однако вероятнее всего истоки минойской культуры близки к неолитическим культурам Балкан и Малой Азии.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Tales of Hellas and Troy

главная