05:37 

Бычьи игры: прыгуны и борцы

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
Мне тут перепала радость пристутствовать на двух лекциях Нанно Маринатос. О первой я уже вкратце писала у себя, о второй же более уместно рассказать здесь, потому что темой были бычьи игры.
О чём вообще идёт речь? Древние минойцы - догреческое население Крита, чью культуру обнаружил и исследовал Артур Эванс и о ком написала такой замечательный роман Мари Рено - "Царь должен умереть". На стенах дворца в Кноссе были обнаружены фрески (вернее, их фрагменты), изображающие прыжки через быков, кроме того, существует изображение из слоновой кости и оттиски печаток.

Итак, я хочу рассказать вам о новой теории Нанно Маринатос.
Вот одна из фресок из Кносса:


Ученые много лет ломали головы над вопросом: что же изображено на фреске? Почему люди разного цвета? Быть может, это три этапа одного и того же прыжка? Или мы видим троих акробатов? Артур Эванс считал, что белокожие спортсмены - женщины, а коричневый прыгун - мужчина, поскольку в Египте была принята именно такая традиция изображения разных полов. На этой фреске из египетской Тель-аль-Дабы ясно видно, что египтяне своей традиции придерживались: все прыгуны коричневые.


Нанно Маринатос считает, что люди с кожей разного цвета выполняют разного рода "работу".

Коричневые - прыгуны (leapers), обязательно молодые и гибкие, способные совершить рискованный прыжок через быка. Работу прыгуна хорошо видно на этой печатке:

Белые - борцы (grapplers), чей задачей было схватить быка (да-да, за рога) и что-то с ним сделать. Завалить? Заставить склониться для прыгуна? Как бы то ни было, работа борца даже более опасна, поскольку требует глубоких знаний о повадках животного, а также немалой физической силы. Мы видим, что это - элитные молодые люди, украшенные золотом: на них и ожерелья, и браслеты. В данном случае у борца на фреске всё хорошо получилось, и он схватил быка за рога:

И те, и другие - всегда мужчины; по мнению Маринатос, женщин среди этих атлетов не было.

Помимо знаменитой фрески, показанной выше, в этой же серии есть и другие, сохранившиеся в более фрагментарном виде и иллюстрирующие неудачи, постигавшие иногда и борцов, и прыгунов.

Что скажете? Мне кажется, что теория очень и очень логична!

@темы: Крит

Комментарии
2013-04-01 в 14:27 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Ну, женщин на фреске и впрямь не видно. Непонятно, с чего Эванс так решил.
:)

2013-04-01 в 23:12 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Ну я отчасти согласна с ним. Не женское это дело с быками что-то делать. Зверюга-то не шуточная. А кроме того, не думаю, что в древности женщину до такого ранга возвысить могли, что она силу наравне с мужиками могла показать. И хотя говорят, что минойцы не воевали, это не умоляет роли мужчины в этом по крайней мере регионе.

2013-04-02 в 00:23 

КаМея
Змииной мудрости расчёт
Артур Эванс считал, что белокожие спортсмены - женщины, а коричневый прыгун - мужчина, поскольку в Египте была принята именно такая традиция изображения разных полов.
Но рисовал-то греческий художник? А греки же наоборот изображали мужчин смуглее.

На этой фреске из египетской Тель-аль-Дабы ясно видно, что египтяне своей традиции придерживались: все прыгуны коричневые.
Разве? Те двое прыгунов, что слева, гораздо светлее тех, что слева.

Я вот думаю: а м.б. всё просто и на фреске изображены люди с разным цветом кожи?

2013-04-02 в 17:17 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
General ROOT,
А кроме того, не думаю, что в древности женщину до такого ранга возвысить могли, что она силу наравне с мужиками могла показать.
Это минойское общество же, где женщинам отводилась роль гораздо большая, чем в античной Греции.

2013-04-02 в 18:39 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
КаМея,
Но рисовал-то греческий художник?
Обычно фреску относят к средне-минойскому или позднеминойскому периоду, поэтому нет, рисовали не греки, а минойцы.

Разве? Те двое прыгунов, что слева, гораздо светлее тех, что слева.
Мне кажется, это издержки сохранности фрески: в любом случае, фигуры не белые, а коричневые (даже если они светлее).

2013-04-02 в 18:41 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
О цвете в минойской живописи - grandstand fresco:

Считается, что в "море" голов коричневые - мужчины, а белые - женщины, хотя стопроцентного обоснуя под этим нет.

Еще не могу в сети найти еще одну фреску с бычьими играми из Кносса, которую показывала доктор Маринатос - запощу попозже из дома; там тоже "белые" спортсмены крупнее и одеты лучше "коричневых".

2013-04-02 в 19:02 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Claudia*, Я не спорю, но не думаю, что женщин ставили на одну ступень в силовом плане. Да, женщины у минойцев занимали высокое положение, но не настолько чтобы задвинуть мужиков во всех отношениях. Общество было демократичным, но зерна отдельно, плевела отдельно.

2013-04-02 в 19:24 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
General ROOT,
Да, это так. Если женщины играли с быком, то у них были другие роли.

2013-04-02 в 19:33 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Claudia*, Да хрен их знает, играли или нет. Тысячу лет назад, мы с тобой, кажется, вдвоем пытались участвовать в конкурсе по минойцам. Там я допускала, что женщины скачут через этих быков, а сейчас, честно говоря, сомневаюсь.

2013-04-02 в 20:15 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
General ROOT,
Я думаю, что женщины точно скакали. Вот интересно, откуда Рено брала сведения... заклинило.
:kto:
Но у нее наверняка имеется какой-то обоснуй на этот счет.

2013-04-02 в 20:54 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Claudia*, Я эту вещь Рено все никак не прочитаю. Надо бы наконец. Но с исторической позицией Рено я согласна. Надо отдать ей должное, она матчасть прорабатывала детально.

2013-04-02 в 20:56 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Рено очень скурпулезно работала с источниками. Ты же помнишь, как она все обосновывает и объясняет, откуда это взяла? Пожалуй, про Тесея дилогия - моя любимая у нее. Я проглотила ее чуть ли не за пару дней.

2013-04-02 в 21:31 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
Claudia*,
Про Тесея такие две разные книги, на мой взгляд - "Царь должен умереть" просто волшебная и захватывающая, а "Бык из моря" - такая скукотища %)
Матчаcть Рено брала из публикаций Эванса, а вот идеи про женскую эмансипацию - конкретно из своего времени: "Царь должен умереть" вышел в 1958 г.

General ROOT,
Тысячу лет назад, мы с тобой, кажется, вдвоем пытались участвовать в конкурсе по минойцам. Там я допускала, что женщины скачут через этих быков
А почему я этого не читала?....

Я так понимаю, дискуссия сейчас идёт о том, разрешили или не разрешили бы женщинам участвовать в таком спорте: потому что физически это возможно и среди современных рекортадоров есть женщины, пусть их и меньшинство.



2013-04-03 в 02:21 

КаМея
Змииной мудрости расчёт
Fatalit,
Мне кажется, это издержки сохранности фрески: в любом случае, фигуры не белые, а коричневые (даже если они светлее).
То есть справа фреска полиняла гораздо сильнее?

2013-04-03 в 04:04 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
Вот вторая фреска из серии фресок в Кносском дворце, реконструированная Нанно Маринатос:

Белые "борцы" и коричневый "прыгун".

2013-04-03 в 04:09 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
КаМея,
То есть справа фреска полиняла гораздо сильнее?
Если честно - не знаю. Самый правый, кстати, опять коричневый (который упал, под крайним справа быком). Может, освещение, при котором сделано фото :nope: Я не спорю, что верхние центровые прыгуны светлее, но они совершенно точно не белые: цвет их кожи совпадает с тёмными пятнами на быках, а не с белыми.
Но согласна с тобой, что здесь тоже есть различие по цвету.

2013-04-03 в 11:07 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Не знаю, что сказать. Очевидно, что все прыгуны топлес. Все же я не уверена, что на фресках женщины, хоть и знаю, что минойские женщины ходили с обнаженной грудью. Мне кажется, различие в цвете - это просто грим, чтобы представление выглядело зрелищнее, ну или какая-то характеристика квалификации спортсменов.
А почему я этого не читала?.... Ты читала, сама же конкурс и объявляла, только он не состоялся, потому что было всего две работы. Однако это было очень интересно разобраться и подвести подоплеку к тому, почему раскопанные тела находились там, где находились.

2013-04-03 в 16:48 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
General ROOT,
Ааааа, так это по Анемоспилии было! Теперь вспомнила.

2013-04-03 в 17:29 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
General ROOT,
Однако это было очень интересно разобраться и подвести подоплеку к тому, почему раскопанные тела находились там, где находились.
Пришлось лезть и смотреть самим!
читать дальше

2013-04-03 в 17:54 

General ROOT
Война-фигня, главное маневры
Fatalit, Оно самое.
Claudia*, Это твоя филейная часть?

2013-04-03 в 18:04 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
2013-04-21 в 13:29 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Все-же позволю себе высказать сомнения.
Во-первх в эгейском искусстве действительно женщин изображали светлыми, в отличии от мужчин, по египетской традиции (влияние Египта было очень сильным и проявлялось даже в орнаментации керамики). В качестве примера окраски мужчин и женщин могу привести фрагмент "Морского фриза", где присутствуют и те и другие:

Мы видим коричневых моряков и коричневых горожан, женщин на улицах не видно, но на крышах домов справа присутствуют несколько женских фигур, в отличии от прочих персонажей они светлые. Коричневых женщин в критском искусстве, честно говоря, не припомню, если не считать саркофага из Агиа-Триады, однако считается, что темнокожий персонаж - мужчина, облаченный в женское платье с ритуальными целями, волосы у него короткие, и голова ничем не отличается от голов прочих мужчин на саркофаге.

Мужчины как правило коричневые и примеров тому множество.
Во-вторых Даже если у мужчины хватило бы сил пригнуть бычью голову, то врядли хватило бы массы её удерживать. Даже тяжеловеса массой под 200 кг бык без труда оторвет от земли движением головы.
Про высокий статус женщин на Крите уже говорилось. Разумеется они не могли тягаться с мужчинами в силе, но в акробатической ловкости - вполне. Современные гимнастки - лучшее тому доказательство. К тому же участие женщин вероятно было необходимо в культовых действах, к каковым вероятно принадляжали и игры с быком.

2013-04-21 в 13:59 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
То есть - женщины? А на каком основании их считал женщинами Эванс? Примерно те же аргументы приводил?

2013-04-21 в 14:36 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*,
По аналогии с Египтом - белая кожа, значит женщины.

2013-04-21 в 20:03 

Fatalit
Огонь, вода и медный упорос
Radamate,
Я не помню, кто именно выдвинул теорию о том, что на минойских фресках белый цвет обозначает более высокий статус, но мне лично она нравится больше всего. Это как голубая кровь: не бываешь на солнышке, видно голубые вены, белую кожу. Эта теория не будет в конфликте с тем, что говорит Маринатос о более богатых украшениях "борцов" (grapplers).

По поводу саркофага из Агии Триады: действительно, здесь он не аргумент (потому что пол участников процессии вызывает бурные споры), плюс некоторые (Маринатос опять же) считает его микенским, а не минойским.

Про высокий статус женщин на Крите уже говорилось. Разумеется они не могли тягаться с мужчинами в силе, но в акробатической ловкости - вполне.
Вот с этим я согласна на сто процентов!

2013-04-21 в 20:50 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Fatalit,
Я не помню, кто именно выдвинул теорию о том, что на минойских фресках белый цвет обозначает более высокий статус, но мне лично она нравится больше всего. Это как голубая кровь: не бываешь на солнышке, видно голубые вены, белую кожу.
А вот это вполне возможно, хотя могло и не быть общим правилом. Во всяком случае, насколько можно судить по репродукциям, "Принц лилий" довольно светлый, увы в оригинале я его не видел. Здесь цвет может подчеркивать его высокий статус. Но во всех остальных случаях мужчины коричневые, на фресках других исключений я не помню, но могу ошибаться. Точно так же, как не припомню коричневых дам, кроме опять же, сомнительной фигуры с саркофага. Получается минойцы были столь галантны, что у них каждая девушка - принцесса, каждая женщина - королева. :rotate:
И еще непонятно зачем на фреске с тавромахией нужно подчеркивать различный статус участников? Ведь это явно не портреты конкретных лиц. А тут почему-то подчеркивается более низкий статус прыгуна.
Касательно микенской принадлежности саркофага - кажется Пендлбери действительно датировал его довольно поздним временем ПМ-III, когда в Кноссе уже сидела греческая династия. Но очень сомнительно, чтобы в то время на Крит ехали континентальные художники, да еще пытались соперничать с местными, навязывая свои каноны. Даже на самом континенте критские мастера ценились выше.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Tales of Hellas and Troy

главная