Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:47 

Миртида - лицом к лицу с прошлым

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Группа шведских и греческих ученых и археологов под руководством Манолиса Папагригоракиса (Manolis Papagrigorakis) из Афинского университета (University of Athens), Греция, по сохранившемуся черепу и зубам воссоздала лицо афинской девочки, жившей в V веке до нашей эры.

Ее останки вместе с костями еще 150 человек были найдены в могиле при прокладке метро в 1995 году. Ученые считают, что 11-летняя девушка, получившее имя Миртида, умерла от брюшного тифа во время эпидемии в 430 г. до н.э.

Кости Миртиды прекрасно сохранились, почему ученые и выбрали ее для реконструкции. «У нас был весь ее череп, челюсть, зубы и нечто весьма редкое – молочные зубы на черепе. Все это помогло нам сохранить точность в нашем творении. И мы очень близки к истине – на 95%», – рассказал руководитель исследования.

Приглашенные медики восстановили облик юной афинянки с помощью особой методики. Параллельно с этим специалисты провели анализ ДНК и выяснили, что ребенок стал жертвой эпидемии брюшного тифа.
Гречанку можно увидеть в национальном археологическом музее страны на выставке «Лицом к лицу с прошлым».




11-летняя девочка, прозванная учеными Миртида (Миртис, Myrtis), умерла от брюшного тифа во время эпидемии. Ее кости были найдены в общей могиле неподалеку от древнего афинского кладбища.

Почти одновременно с Новым музеем Акрополя вновь открылись глаза афинской девочки, умершей от тифа в осажденных спартанцами Афинах две с половиной тысячи лет назад. Эти глаза, видевшие величие века Перикла и разорение Афин в Пелопоннесской войне, ожили на лице, реконструированном специалистом по черепно-лицевой хирургии Манолисом Папагригоракисом на основе прекрасно сохранившегося черепа, найденного в древнем афинском районе Керамик при строительстве метро. Теперь этому скульптурному портрету суждена долгая публичная жизнь, начавшаяся с его презентации в Новом музее Акрополя и продолжившаяся в серии выставок в Греции и за рубежом.
Девочка обрела не только новое лицо, но и новое имя: современные пигмалионы назвали ее Миртидой. Ее вторая жизнь началась с археологических исследований, предшествовавших строительству афинского метро. На раскопках под руководством Эрси Базьотопулу-Валавани было найдено массовое захоронение с останками примерно 150 умерших. Как раз массовость захоронения и признаки наступления смерти от тифа помогли точно датировать их уход из жизни. Дело в том, что во время Пелопоннесской войны все сельское население Аттики укрылось за высокими стенами Афин, и вскоре в перенаселенном городе началась эпидемия.

Выбор костных останков одиннадцатилетней девочки для реконструкции внешности был обусловлен хорошей сохранностью черепных костей, среди которых были и обе челюсти с почти полным набором зубов, некоторые из которых были еще молочными. Эрси Базьотопулу-Валавани сообщила о находке Манолису Папагригоракису, доценту кафедры ортодонтии Афинского Университета, уже в течение 30 лет специализирующемуся на изучении черепных костей своих далеких предков, и он без промедления приступил к работе.

На первоначальном этапе требовалось отсканировать череп томографом, чтобы затем полностью воссоздать строение лица и черепной коробки. Сканирование было произведено в лечебно-исследовательском центре «Энкефалос» («Мозг») под руководством рентгенолога Панайотиса

Сканирование было произведено в лечебно-исследовательском центре «Энкефалос» («Мозг») под руководством рентгенолога Панайотиса Тудаса. Затем результаты сканирования нужно было обработать для получения трехмерной модели, сначала виртуальной, а потому уже и реальной. За это взялись сотрудники критского Института науки и техники в г. Ханья Маравелакис и Антониадис, создавшие на специальном аппарате точную модель черепа Миртиды. Затем эта модель отправилась в Швецию, где скульптор Оскар Нильсон в течение восьми месяцев «вылеплял» на голом черепе живое лицо девочки. Подобную работу Нильсон уже проделывал для греков, когда реконструировал внешность македонского царя Филиппа ΙΙ. Применяемый им метод называется «Манчестерским» и состоит в последовательном воссоздании лицевых мышц – начиная от глубоко залегающих до поверхностных. В конечном итоге, дошедшим до нас из древности обликом Миртиды мы обязаны огромной работе, проделанной на стыке таких дисциплин как археология, патологоанатомия, антропология и судебная медицина.
На завершающем этапе оставалось только определиться с цветом волос, бровей и ресниц, и здесь специалисты положились на случай, выбрав каштановый оттенок, так как именно он был наиболее распространен, согласно источникам, среди жителей Древней Эллады. Тут мог бы помочь анализ ДНК, признает Манолис, но на такое дорогостоящее исследование не находилось средств – ведь и так вся проделанная до сих пор работа была выполнена на голом энтузиазме. А была она долгой и кропотливой, каждой мелочи уделялось огромное внимание. Даже одежда девочки выполнена из тканного на ручном станке льна по выкройке Софии Кокосалаки на основе древних рисунков, а античный способ сшивания ткани воспроизведен Элени Климоянни.




Диего Вендиго
Когда Миртида была маленькой…
Когда родилась Миртида, то есть около 440 года до н. э., Афины находились на пике своего могущества и купались в лучах славы. Имена Мильтиада и Фемистокла, Перикла и Фидия были у маленькой афинянки на слуху. Уже четыре десятилетия после разгрома персов у Саламина авторитет, а заодно и казна Афин непрестанно росли. Город одевался в мрамор, обставлялся статуями, на глазах девочки на Акрополе строились Парфенон и Пропилеи. Но в 431 году началась затяжная война со Спартой. Непобедимое спартанское войско опустошало аттические поля, а крестьяне уныло взирали на это разорение с высоких афинских стен, предусмотрительно построенных Фемистоклом сразу после победы над персами. Огромная скученность населения в городской черте и привела к эпидемии тифа уже на второй год войны, и за следующие три года вымерла почти треть населения города, более 50 тысяч человек. Среди них была и маленькая Миртида.



11-летняя девочка умерла от брюшного тифа во время эпидемии. Ее кости были найдены в общей могиле неподалеку от древнего афинского кладбища. В могиле, обнаруженной во время постройки шоссе, оказались останки 150 мужчин, женщин и детей.

Вообще, вся проблематика внешности древних греков чрезвычайно занимает Манолиса Папагригоракиса, выступившего главной движущей силой проекта. Подвергнув сравнительному исследованию кости почти 150 черепов из самых разных древних захоронений и черепа своих современников, Манолис утвердился в убеждении, что речь идет о полной генеалогической преемственности. «В сущности, в результате этих исследований лишь подтвердились гипотетические выкладки американских антропологов во главе с Куном, который еще в 1935 году утверждал, что между древними и современными греками не существует особой разницы. Прежде всего это касается лицевых костей, потому что в окружающей мозг черепной коробке есть определенные отличия, но их можно объяснить естественным развитием человеческого вида», говорит Манолис Папагригоракис. Соответственно, Миртиду приняли в Афинах как свою. Еще какое-то время она проведет в греческой столице, а затем отправится в путешествие по городам мира.

Кости Миртиды прекрасно сохранились, почему ученые и выбрали ее для реконструкции.



«У нас был весь ее череп, челюсть, зубы и нечто весьма редкое – молочные зубы на черепе. Все это помогло нам сохранить точность в нашем творении. И мы очень близки к истине – на 95%», – рассказал руководитель исследования.



Для воссоздания лица ученые использовали 3-D-программу, называемую «Манчестерский метод», которая была создана в Манчестерском университете (University of Manchester) и часто используется для реконструкции мумий



Затем эта модель отправилась в Швецию, где скульптор в течение восьми месяцев «вылеплял» на голом черепе живое лицо девочки. Подобную работу уже проделывали для греков, когда реконструировали внешность македонского царя Филиппа ΙΙ.



На завершающем этапе оставалось только определиться с цветом волос, бровей и ресниц, и здесь специалисты положились на случай, выбрав каштановый оттенок, так как именно он был наиболее распространен, согласно источникам, среди жителей Древней Эллады.



Облик Миртиды дошел до нас из древности благодаря огромной работе на стыке таких дисциплин как археология, патологоанатомия, антропология и судебная медицина.











Фанарт по мотивам, такой Миртиду увидел некий современный художник.





Алексей Гришин www.ellada-russia.ru/magazine/45-Статьи/articl..


@темы: Афины, арт, археология, реконструкция

Комментарии
2012-08-01 в 22:12 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Интересно, откуда известно, что это был тиф? Иногда употребляют термин - чума, но все вроде признают, что в точности неизвестно, что это была за зараза. :hmm:

2012-08-01 в 22:14 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
Вроде действительно чума. Может быть, это была другая эпидемия?

2012-08-01 в 22:25 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Ну, как я понимаю, это та самая эпидемия, что возникла из-за скученности в Афинах на первом этапе Пелопонесской войны. Та самая, что угробила Перикла, в числе прочих. И та самая, что описана у Рено в ПКВ в начале романа.
Джаред Даймонт в книге "Ружья, микробы и сталь" довольно много рассуждает об эпидемиях, и приводит эту как классический пример, но поставить определенный диагноз он не решается.

2012-08-01 в 22:28 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
Может быть, появились какие-то новые сведения? Про тиф.

2012-08-01 в 23:28 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*,
Может быть, появились какие-то новые сведения? Про тиф.
Может быть, хотя я не представляю - откуда. На костях тиф вроде бы не отражается.
Вот смотрел статью, ultima-cruzado.livejournal.com/37776.html
чтобы понять, к какому антропологическому типу относится девочка?
Широкое лицо, вроде бы как у альпийцев.

2012-08-02 в 08:44 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
Я тоже подумала, что похожа на альпийские мумии.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Tales of Hellas and Troy

главная