09:09 

Кносский Дворец. Кулуры.

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
"Кносс, великий город", говорит в XIX песне "Одиссеи" Гомер о древнейшем городе Европы, славным своим могуществом и богатством. На незначительном расстоянии от нынешнего Ираклиона, чуть далее во внутренней части острова возникла в глубокой древности резиденция царя Миноса, сына Европы и Зевса, город Кносс. Нозвание города - догреческое, а с Миносом и его братьями связано множество преданий. Холм, на котором был построен Дворец, а также более обширная территория, назывались в новое время Кефала. В свое время здесь находился первый городской центр Европы, город без крепостных укреплений, простиравшийся вокруг Дворца (приблизительно в 4 км от береговой линии) до самого моря. Численность его населения составляла предположительно 100.000 человек.

Название Кносс просуществовало, по крайней мере, 1500 лет после разрушения Дворца, на территории которого не сооружали новых зданий и не содержалось никакого другого культурного слоя, кроме минойского. При этом представляется, что город Кносс античной греческой и римской эпохи не включал в свои границы холм Кефала, но, по всей вероятности, находился к северу от него. Но тот факт, что эта территория не была заселена повторно, указывают не только отсутствие более поздних сооружений и культурных слоев, но и полное отсутствие черепков более позднего времени. Территория минойского Кносса оказалась окружена исполинскими кипарисами, которые образовали священную рощу, посвященную древнейшей богине этих мест Рее (или Кибеле). В эллинистическую эпоху Кносс снова достиг рассвета и вплоть до римской эпохи сохранял за собой первенство среди городов Крита, но затем был разрушен во время войны с Гортиной. Тем не менее, название города сохраняется: вплоть до V в. н.э. Кносс является центром епископства.

По истечении веков название Кносс исчезает, и только в 1961 году селение Макрис-Тихос, возникшее близ территории древнего города, было переименовано в Кносс. Минойский дворец (самые значительные его участки в общих чертах - те, которые можно видеть в настоящее время) построен на фундаменте и насыпи поверх другого сооружения - более раннего дворца, датируемого временем около 2000 г. до н.э. Однако и этот дворец возник поверх остатков поселения неолитической эпохи. Что же касается культурного слоя неолитического времени на холме Кефала, то он достигает около 6,43 м, превосходя тем самым приблизительно на 1 м толщину всех прочих слоев, и является самым мощным культурным слоем эпохи неолита в Европе.

Примечательно, что ориентацию старого дворца сохраняет и второй, новый дворец. Большая ось Центрального Двора проходит в направлении с севера на юг. В то же время существовал и другой двор - Западный. Различие между двумя дворами состоит в том, что Центральный Двор имел, несомненно, прямоугольную планировку, тогда как Западный не обязательно должен был придерживаться какой-то определенной планировки. Около 1700 г до н.э. мощное землятресение сравняло с землей не только Кносс, но и все поселения Центрального и Восточного Крита и дворцы в Фесте, Малии, Закросе и Арханах. Великий период цивилизации на Крите завершился, однако на смену ему пришла новая эпоха - новодворцовая, самая блистательная во всех проявлениях культуры.

На месте старых дворцов возникают новые, еще более обширные и роскошные. Общественная жизнь концентрируется вокруг монарха, который правит жителями области вокруг каждого из дворцов. При этом указанное явление прослеживается значительно ярче в Кноссе. Наблюдается общая мобилизация и общий вклад в строительство и украшение дворца правителя. Вместе с дворами, но без своих дополнительных "отделений" второй Кносский дворец занимает площадь 22.000 кв. м, т.е. превосходит по величине площадь города Димини в Фессалии в два раза. Перед нами - памятник уникальный не только для Крита, но и в более широком смысле: если обратиться в качестве примера ко дворцу Навуходоносора в Вавилоне, то последний располагает ровно в двое большей площадью, однако дворов здесь пять, а верхний этаж только один. В Кноссе "верхних" этажей было больше: три на Западном крыле, четыре (а, возможно, и пять) на Восточном, где находились и царские апартаменты.

Сегодня, когда крупные города с ужасом воспринимают стоящие перед ними непреодолимые трудности экологического порядка, территория, выбранная для Кносского дворца, и сам способ его эволюции представляются еще более значительными. Холм отличается сильным уклоном на восточной, северной и южной сторонах. Поэтому здание Дворца располагается на нескольких искусственных уровнях в зависимости от предназначения помещений. Таким образом, впечатление, которое производит Дворец, становится еще более внушительным, вид, открывавшийся перед его обитателями, еще более широким, освещение безупречным, вентиляция полной. Вокруг Центрального Двора, по всем четырем сторонам его возникают различные помещения. Это апартаменты царя и членов его семьи, жилища стражников и прислуги, складские помещения, мастерские, административные и культовые помещения. Здесь происходит отправление религиозных ритуалов, официальные приемы, совещания и представления "культурного порядка". Речь идет не просто о роскошной резиденции правителя, но о центре многосложной функциональности, ставшей основным фактором этого многообразия.

Многоэтажное здание с огромным числом залов, больших и малых помещений, с дворами, коридорами, портиками, лестницами, характерными колоннами, кладовыми и мастерскими с удивительной легкостью производит на непривычного к такому зрелищу посетителя впечатление чего-то ужасно хаотичного, многосложного, "лабиринтообразного" в современном смысле этого слова.

Когда возник миф о Минотавре, Лабиринте, Миносе и множестве других связанных с ним персонажей, Кносский дворец пребывал уже в развалинах. На этих "древних развалинах", сохранявших впечатление простора, воспоминания о былом величии, изображения быков на стенах, рассказы о человеческих жертвах во время опасных состязаний с быками, которые тоже были изображены на стенах, возник миф о Тесее, который отправился вместе с афинскими детьми во дворец Миноса и с помощью Ариадны расправился с обитавшим в Лабиринте Минотавром.

Споры о Лабиринте множество развелись уже в античности, множество мнений и сомнений было высказано относительно его существования, вида, местонахождения. Было высказано предположение, что Лабиринт представлял собой каменоломни Гортины, в галереях которых исчезали обреченные трудиться там. Однако воспоминания указывают на Кносс. Время от времени высказывались и другие мнения, но ответ, который в отличие от вида дворцов очень прост, дали раскопки: Кносский дворец был резиденцией Миноса и Лабиринтом.

Когда 23 марта 1900 года сэр Артур Эванс впервые вонзил лопату в землю на холме Кефала, было уже известно, что на этой территории существовал дворец бронзового века. Еще в сентябре 1878-феврале 1879 года любитель древностей комиссар из Ираклиона Минос Калокеринос провел пробные раскопки в двенадцати пунктах центральной части Западного крыла. Он хранил у себя дома несколько найденных и изученных им сосудов, писал об этом и неоднократно вел обсуждения находок со специалистами. Кроме того, некий турецкий бей провел раскопки в юго-восточном углу Дворца, в западных кладовых и далее к северу, на территории апартаментов царя и царицы. В 1881 году У.Дж.Стиллман посетил Кносс и сделал в Американском Археологическом Институте доклад о древних стенах и больших балках из тесаного камня с высеченными на них символами.

То, чего не могли представить себе ни Эванс, ни Шлиман, который прибыл на Крит в 1886 году всесте с Дерпфельдом, ни другие исследователи, желавшие проводить раскопки в Кноссе, были размеры Дворца. Все полагали, чир Дворец занимал только территорию Западного крыла. Итак, Эванс начал вести раскопки с юго-восточного угла, продвигаясь на север. Естественно, посетитель, видящий сегодня огромную площадь раскопок, может ощутить драматизм того неповторимого мгновения, когда пораженный английский археолог осознал, что Дворец был значительно больше, чем он полагал, что участок, который он считал "Восточным Двором", был всего-навсего Центральным двором, а здание продолжалось за его пределами. Из соратников Эванса упомянем здесь Хогарта и Макензи, Файфа, Долла, киприота, руководившего рабочими, Григориса Антониу, его преемника Манолиса Акумьянакиса, Пендлбери, отца и сына Гилеронов, Ньютона, Пай де Джонга, Уэйса. Большое число рабочих задало раскопкам весьма высокий (даже по сегодняшним понятиям) ритм, и к концу 1902 года Дворец был почти раскопан.

Сэр Артур Эванс продолжал вести раскопки до 1932 года. Впоследствии на этой территории работали члены Британской Археологической Школы, в 1955-1960 годах Н..платон.ю Худ с 1957 до 1.987 года на различных участках, Джон Эванс в период 1957-1960 годов, занимавшийся в 1967-1970 годах исследованием неолитического поселения на территории Дворца, а также другие британские и греческие ученые.

В дополнение к сказанному укажем также, что сэр Артур Эванс, директор Эшмолеанского Музея в Оксфорде, прибыл на Крит впервые в 1894 году, а умер в 1941 году в возрасте 90 лет в Англии. Незадолго до его смерти Крит был захвачен немецкими парашютистами, штаб которых разместился на вилле "Ариадна", построенной самим Эвансом в 1906 году в юго-восточном углу Дворца. Впоследствии вилла была преобразована в Британскую Археологическую Школу, а в 1955 году перешла в собственность Греческого государства.

Сложную проблему, связанную с раскопками и воссозданием облика Кносского дворца, представляют собой проведенные Эвансом реконструкции. С начала раскопок было ясно, что гипсолит, материал весьма чувствительный к перемене погодных условий, нуждался в создании покрытия для больших участков сооружения. Далее, поскольку речь идет о сооружении, насчитывающем более одного "верхнего" этажа, большое число архитектурных деталей нужно было разместить на их первоначальном месте и на соответствующем этаже. Способ этой установки и использованные при этом материалы подверглись строгому контролю с целью, как уже было сказано, наглядного воссоздания сооружения, однако изменили при этом его общий облик, поскольку отдельные участки комплекса продолжают сохранять колорит прошлого, тогда как другие приобрели вид "современных" зданий.

"Кулуры".

Три больших ямы с выложенными камнями стенами, известных как кулуры (круги), находятся в Западном Дворе и относятся к периоду Старого Дворца (1900-1700 г. до н.э.). Название им дали рабочие, которые трудились на раскопках, Артур Эванс его сохранил.

Предназначение круглых ям не ясно. Их посчитали ямами для мусора, хранилищем для всех дворцовых отходов или для остатков жертв после культовых приношений. Также получила поддержку идея, что здесь были зернохранилища.

В двух ямах можно увидеть остатки домов Преддворцового периода (3200-1900 до н.э.). В период Нового Дворца (1700-1450 до н.э.) "кулуры" были скрыты и не использовались.
















@темы: археология, Крит, быт и обычаи

Комментарии
2012-07-13 в 01:32 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
До Кносса пока не добрался, но Ираклионскую экспозицию облазил основательно. Фотографировал много. Огорчило отсутствие "Принца лилий", дельфинов из покоев царицы. "кубка вождя". Порадовало много чего. В частности: ритоны из Агиа-Триады, статуэтки адорантов, меч и кинжал из Малии, алебастровый сосуд с картушем Туьмоса III, ну и конечно Парижанка!

2012-07-13 в 08:34 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
О, так вы уже там!
Огорчило отсутствие "Принца лилий", дельфинов из покоев царицы. "кубка вождя".
Как же - Принц Лилий же прямо у входа в экспозицию!
А дельфины в Кноссе - их на месте оставили.
А что за Парижанка?
:)

2012-07-13 в 21:34 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Claudia*,
Наверно тебе повезло - сейчас там у входа висит плакат с репродукцией принца - и только.
Насчет дельфинов - это ты пролила бальзам на мою истерзаную душу.:small:
Парижанка - величайший шедевр минойского искусства. Эванс назвал эту фреску так за неподражаемый истинно парижский шарм изображенной дамы. Выложить не могу, по тех причинам. Погугли "парижанка кносс" и полюбуйся. Бесподобно хороша!:love:
Кстати и сейчас на Крите, по моим наблюдениям много девушек схожего с Парижанкой типа внешности.:inlove: Так что минойцы живы!

2012-07-13 в 22:11 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
Наверно тебе повезло - сейчас там у входа висит плакат с репродукцией принца - и только.
*терзается смутными сомнениями*
Неужели это была репродукция?
:susp:
Конечно, многие критяне - истинные минойцы!

2012-07-15 в 01:28 

Radamate
Знал ли из критских мужей кто-либо совесть и честь?
Гм... По зрелом размышлении - похоже ты так же видела репродукцию. Дело в том, что "Принц" не просто фреска, а раскрашенный рельеф, Поэтому, если бы ты видела подлинник, все сомнения бы отпали. Он датируется, согласно Пендлбери, I ПМ- периодом. Позднее техника раскрашенного рельефа не применялась, ее заменили простые фрески. Длинные локоны Принца вошли в моду аккурат в это время. Ранее - в период Старых Дворцов, минойские мужчины брили головы и оставляли прядь на темени - на манер запорожских козаков. Гульфик, одетый на
Принце В эпоху Новых Дворцов уже не носили. На смену им пришли юбки. Однако в данном случае консерватиный стиль одежды мог иметь обрядовое значение

2012-07-15 в 04:28 

Claudia*
Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Radamate,
Да, точно, у меня еще были сомнения.
:nope:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Tales of Hellas and Troy

главная